Главная загадка Алтая

Что вы знаете про Алтай? Алтайский мёд, алтайский сыр… А еще? Кто-то из тех, кто интересуется историей и путешествиями может вспомнить загадочное слово Шамбала. Таинственная страна, в которой люди счастливы, пастбища богаты травами и кругом полно богатства. В официальных данных экспедиции Рериха отсутствовали страницы про Горный Алтай. Но существуют картины Рериха, которые он рисовал с натуры около загадочной горы Белуха. В 1926 году путешествие Рериха на Алтае закончилось у подножия Белухи. Добраться до самой горы можно только в туристическом пешем походе. А вот увидеть её снежные вершины можно в хорошую погоду прямо с трассы Чуйского тракта!

Алтай называют настоящим раем для археологов. Здесь — одна из зон происхождения человека. Через Алтай проходили пути миграции людей с доледникового периода — эта земля буквально напичкана богатствами. В 1993 году в разграбленном кургане на плато Укок обнаружили мумифицированные останки забальзамированной 25-летней девушки. Находку назвали одной из самых значимых в археологии второй половины ХХ века.

В 2008 году новосибирские археологи нашли в Денисовой пещере несколько фрагментов костей человека. Оказалось, это новый, ранее неизвестный вид человека — не неандерталец и не Homo sapiens.

Обитатели Денисовой пещеры на Алтае, где были обнаружены следы отдельного подвида древнего человека — «денисовца», возможно, были одними из первых людей, кто начал носить сшитую одежду и обувь: в слое возрастом 50 тыс. лет была обнаружена костяная игла с круглым ушком, которая, по современным данным, является самой древней в мире.

Гигантский комплекс наскальных рисунков в Кош-Агачском районе, который простирается вдоль Чуйского тракта, открыл еще в далеком 1881 году направленный на строительство Чуйского тракта инженер Брещинский.

Главная загадка Алтая Главная загадка Алтая

Именно желание прикоснуться к тайнам этих древних мест и заставило нас отправиться в это далекое путешествие. Однако, несмотря на расстояние от Москвы в 4 тысячи километров, мы составили комфортный вариант тура, который подойдет многим любителям мотопутешествий. Благодаря транспортным возможностям компании СПАЙДЕР ТУР по перевозке трициклов, участникам тура не придется тратить много времени на дорогу.

Давайте вместе посмотрим, как прошла наша первая поездка на трициклах СПАЙДЕР по этому удивительному маршруту в августе 2021 года.

Вылетев из аэропорта Шереметьево прямым рейсом, мы через 4,5 часа были в Горно-Алтайске. Местное время там опережает московское на 4 часа. По прилёту нас уже ждали комфортабельные микроавтобусы, на которых мы отправились в Национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина, расположенный в Горно-Алтайске.  Андрей Викторович Анохин, именем которого называется музей — один из организаторов музея и первый его заведующий, российский и советский учёный-этнограф, композитор, просветитель, основоположник профессиональной музыки алтайцев. В 2008—2012 годах в музее была проведена большая реконструкция и расширение музея и теперь это вполне современный музейный комплекс, интересный для краткого знакомства с историей здешнего края.

После экскурсии мы перекусили в уютном кафе, расположенном в здании музея, и после этого на микроавтобусах отправились к следующей точке нашего путешествия к горе Тугая. Недавно на ней построили смотровую площадку и данная локация пока ещё не сильно «раскручена» у туристов, но набирает свою популярность. С вершины горы город виден как на ладони. Он маленький, домашний и со всех сторон окружён горами. Виды потрясающие!

Тут уже наступило самое время отдохнуть от смены часового пояса, перелета и впечатлений, поэтому далее наш путь лежал в гостиницу «Алтай Палас», где мы с комфортом разместились и отдохнули перед выездом по Чуйскому тракту.

Следующее утро порадовало солнцем, но нежиться было некогда- наши трициклы СПАЙДЕР уже ждали нас на автостоянке. После завтрака мы уже оседлали их, упаковав личные вещи в кофры, и были готовы к выезду.

Первым делом мы пересекли реку Катунь и доехали до памятника великому русскому писателю В.Я.Шишкову. Автор «Угрюм-реки» и «Емельяна Пугачева» прекрасно знал здешние места, так как работал в алтайских экспедициях по исследованию сибирских рек и дорог. Недолгая остановка позволил нам прогуляться вдоль высокого берега Катуни и сфотографироваться на ее фоне.

Впереди нас ждало село Манжерок. Пятнадцать лет назад здесь было несколько простеньких турбаз, рассчитанных на пешие туристические группы и местных автотуристов.

Теперь на этой территории раскинулся огромный спортивно-горнолыжный комплекс с фуникулером, который работает круглый год. Поднявшись на кресельном подъёмнике до смотровой площадки, расположенной на высоте 1020 метров над уровнем моря, мы смогли полюбоваться окрестными видами. До строительства спорткомплекса и представить себе было нельзя, что вот так просто, без пешего похода и восхождения на гору, можно увидеть уходящие вдаль алтайские горы и красоты.

На одной из станций подъёмника расположен небольшой музей «Легенда Гор», который мы посетили по дороге.

Спустившись вниз, мы снова оседлали СПАЙДЕРЫ и через 60 километров остановились на обеденный перерыв в кафе «Барсуган». Не забудьте про солнечные очки и крем! Даже в облачные летние дни можно обгореть, так как большая часть Чуйского тракта находится на приличной высоте над уровнем моря. Мы знали об этом заранее и расположившись около кафе после обеда не злоупотребляли солнечными ваннами.

Главная загадка Алтая Главная загадка Алтая

Дальше наш маршрут вёл нас к Сёминскому перевалу, подъем на который начался через 60 км пути и впечатлял своей высотой! Подъём на перевал по Чуйскому тракту продолжается 9 километров и достигает высочайшей точки перевала на высоте 1717 метров! Семинский перевал —  памятник природы государственного значения, это рубеж Северного и Центрального Алтая. Здесь дорога проходит на уровне верхней границы леса и мы были впечатлены не только открывающимися с неё великолепными пейзажами, но и растительностью вокруг нас. На этой высоте раскинулась кедровая тайга с небольшими островками можжевельника.

Как оказалось, преодолевая Семинский перевал на трициклах по Чуйскому тракту мы пересекли сразу несколько растительных поясов: лесостепной, горно-таёжный и высокогорный. В районе перевала находятся промысловые места по сбору кедрового ореха и добычи пушнины. На вершине перевала около обзорной площадки расположена стелла, посвященная 200-летию вхождения Горного Алтая в состав России.

На самом Сёминском перевале постоянно дует сильный ветер, поэтому на этом участке пути мы заранее положили теплые ветровки в кофры.

Продолжая наш путь после перевала, мы были впечатлены довольно крутым и продолжительным спуском, что добавило ярких впечатлений в наше мотопутешествие.

Еще 60 километров и наша конечная остановка после завершения первого дня мотопробега в селе Онгудай. Тут нас ждали ужин и ночевка на турбазе «Барская усадьба». Два бассейна, бар, живая музыка, крытая веранда и мангалы с беседками позволили нам полноценно отдохнуть перед вторым днем мототура по Горному Алтаю.

А отдохнуть необходимо, чтобы у вас хватило энергии впитать невероятные впечатления от пересечения перевала Чике-Таман.

Второй день нашего мотопутешествия на трициклах начался именно с него. Это надо было видеть, так как слова тут бессильны. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.Это очень романтичное место! По серпантину поднимаемся все выше и выше и вот перевал! По краям скалы, на вершине расположен на небольшом плато рынок, куда уж без него, причем есть еще и монгольские товары. Сам путь сюда очень живописный. А наверху еще памятник людям, которые в период советской власти вручную и примитивной техникой прорубили дорогу в скалах, совершили трудовой подвиг. А дальше за перевалом по направлению к Монголии нас ждут новые удивительные места и даже марсианские пейзажи.

Главная загадка Алтая Главная загадка Алтая

А от красот Алтая захватывает дух!  По высоте перевал Чике-Таман ниже Семинского, но за счёт крутых подъёмов и спуска, выглядит более живописно. Здесь же установлен памятник строителям Чуйского тракта. Скульптура изображает дорожника – строителя Чуйского тракта.

Далее нас ждала высокая «Песчаная стена» – интересная достопримечательность, которая представляет собой вертикальный срез горы высотой до трех десятков метров, подходящий прямо к дороге. Стена эта практически полностью состоит из песка, но песок этот плотный и слежавшийся. Здесь есть место для стоянки и небольшая смотровая площадка с красивыми пейзажами.

Пофотографировались, попили водички и снова за руль. Следующая достопримечательность на нашем маршруте ожидала нас через 20 километров.  Сразу за селом Иня справа от дороги мы увидели ограду с тремя каменными стеллами. Высота самой крупной стелы — больше 4 метров!

Больше четырех тысячелетий назад, во времена постройки Египетских пирамид, древние народы, кочевавшие по просторам Алтая установили эти обработанные каменные стеллы, как ритуальный комплекс. На поясе самой большой стелы мы увидели четкое выдолбленное изображение кинжала. По своему возрасту эти древние памятники относятся к эпохе неолита.

Вы видели как сливаются две реки в одну? Возможно, что ответ будет да. Но поверьте, что слияние рек Чуя и Катунь- это незабываемое зрелище, так эти реки разного цвета! Широкая Катунь здесь зелено-голубого цвета. А слева приходит Чуя, которая несет на встречу Катуни мутные воды с ледников. Мы стояли на смотровой площадке, наблюдая два потока, которые сталкиваясь, идут сначала «рука об руку», а потом постепенно перемешиваются. Широкая «сцена» слияния рек обрамлена горами. На эту прекрасную картину мы смотрели с высоты птичьего полета. Дух захватывает!

Еще минут десять за рулём СПАЙДЕРА и вот мы подъехали к Этнографической деревне «Таш-Батыр» около села «Чуй-Оозы». Считается, что это одно из красивейших мест Алтая. Чуй-Оозы переводится с алтайского языка как «устье Чуи», священное место, где сливаются потоки Катуни и Чуи. Возле него выстроены одноимённое кафе и несколько традиционных Алтайских жилищ, в некоторых из них и организованы музеи Алтайского быта. Этнографическая деревня позволила нам окунуться в атмосферу алтайской культуры, истории и кухни. А знакомство с историей и древностью мы продолжили изучая петроглифы Калбак-таш. Так называется древнее святилище неподалеку от этнографической деревни. В буквальном переводе означает «каменная ложка», хотя часто можно услышать «перевод» «камень с рисунками».

Причудливыми уступами обрывающиеся в реку скалы из зеленовато-коричневого камня покрыты многочисленными петроглифами, которые были выбиты на каменных грядах с VI по X века. В результате исследования учеными этого древнего святилища было перерисовано более 2000 изображений. Большинство древних рисунков выбиты каменными или металлическими орудиями. Наибольший интерес у исследователей вызывают изображения ряженых человеческих фигур со звериными хвостами и в больших головных уборах, вооруженных копьями, палицами и луками. Было очень интересно и захватывающе своими глазами увидеть эти древние послания, сохранившиеся до наших времен.

В нескольких десятках метров от петроглифов, мы посетили Чуйский оленный камень, который представляет из себя вертикальную каменную стеллу высотой полтора метра. Мы без труда смогли узнать в этом изваянии схематичное изображение лица воина с кинжалом и луком. Все это, вероятно, является составной частью большого древнего святилища, используемого еще с эпохи бронзы.

Продолжая наш путь на трициклах по Чуйскомутракту мы приехали к пьедесталу, на котором установлены советский грузовик и внедорожный американский военный «Виллис».
По официальной версии этот памятник сооружен в честь мужественных водителей, которые в годы Великой Отечественной войны возили по Чуйскому тракту грузы для фронта, а после победы для возрождения народного хозяйства. Ну а в народе сей памятник известен, как памятник Кольке Снегиреву.

Люди старшего поколения помнят песню «Есть по Чуйскому тракту дорога», мотив которой звучит в фильме «Живет такой парень». Слова этой песни, вернее стихотворение, которое стало ее основой, можно прочитать на постаменте памятника. Мы сфотографировались у памятника, который погрузил нас в воспоминания о фильмах про шоферов фронтовых и послевоенных лет. Шоферская работа в то время была сложна и опасна, овеяна романтикой и легендами.

Главная загадка Алтая

После этого снова с ветерком проехали на трициклах еще по тракту и вышли размяться у очередной природной достопримечательности — водопада Ширлак. От дороги кажется, что тонкий поток течет вертикально по «щеке» скалы, напоминая дорожку девичьих слез. К водопаду идет натоптанная тропинка, которая проходит через небольшой березовый перелесок. Чтобы увидеть падение воды вблизи, пришлось подняться к скалам. Зато вид на водопад из-под него великолепен.

Уже стало вечереть и мы продолжили наш путь к месту следующей ночевки, расположенной недалеко от трассы, но в очень тихом и уютном месте. Мы остановились в селе Чибит на турбазе «Шавло». Она порадовала нас не только тишиной и красотой окружающих пейзажей, но и очень вкусным питанием. Вечером после комплексного ужина нас ждала уже растопленная кедровая баня. Такой контраст с потрясающими пейзажами во время нашей поездки за рулем и тихими природными уголками во время ночевок очень сильно дополнил яркие впечатления от всего нашего тура по Алтаю.

Утром завтрак и снова за руль трицикла! Впереди нас ждало «гейзерное» озеро.На самом деле гейзеров в нем нет. Это озеро необычайной красоты расположено на приличной высоте 1370м над уровнем моря, при этом вода в нём зимой не замерзает. Подпитывается озеро бьющими со дна родниками и когда родники поднимают взвесь глины и песка со дна, на поверхности воды образуются причудливые узоры, напоминающие гейзеры.

После озера мы снова ехали по Чуйскому тракту, но теперь периодически перед нами вставали снежные величественные вершины горного массива Актру! А дальше мы едем на … Марс! Необычные цветные горы с неофициальными названиями «Марс» находятся в 5–7 километрах от Чуйского тракта в долинах рек Кызыл-Чин и Чаган-Узун. Холмистая местность радует глаз яркими красками теплых красноватых тонов. Мы оставили СПАЙДЕРЫ на стоянке и пересели в туристические внедорожники. Водитель отвез нашу группу в самое сердце «марсианской» долины, где мы смогли порадовать себя незабываемыми фотографиями.  Эти «марсианские горы» несколько миллионов лет скрывались под водой, являясь чашей гигантского реликтового Чуйского озера. Стенки этой чаши состоят из множества геологических пластов Во время прогулки по марсовым горам мы внимательно смотрели под ноги: на склонах можно найти древние окаменелости моллюсков, которые обитали в реликтовом озере 5–6 млн лет назад!

Здесь мы провели больше часа, наслаждаясь неземными видами и гуляя по красным скалам.

Вернувшись с марсианских гор мы перекусили в кафе «Юлдуз» и отправились на СПАЙДЕРАХ к конечной точке Чуйского тракта. Около границы с Монголией на пропускном пункте Ташанта мы развернулись и отправились в обратный путь.

На обратном маршруте достопримечательности мы посещали те, которые были расположены по нашей стороне дороги.

Проведя ночь в уже знакомом гостиничном комплексе «Шавло», мы продолжили путь за рулем СПАЙДЕРОВ в направлении Горно-Алтайска.

На обратном пути, остановившись около реки Чуя, прогулялись по подвесному мосту над рекой. Бурные воды Чуи, спускающейся с горных ледников, завораживают.

Большой скальный массив Белый Бом, расположенный здесь же, является памятником природы Республики Алтай. В этих известняках Белого Бома находится Большая Белобомская пещера с протяженностью ходов почти 150 метров, имеющая 3 входа и одно окно, выходящее прямо к отвесному обрыву на Чуйский тракт. Но туда мы не полезли.

Заехали в село Малый Яломан и здесь были удивлены огромным количеством яблоневых садов. Благодаря нашей остановке мы заполнили свободные места в багажниках трициклов душистыми вкусными яблоками и сливами, купленными у местных жителей.

Далее по маршруту нас ждало удачное место на Чуйском тракте, где мы смогли оставить трициклы и спуститься непосредственно на берег реки Катунь. Буквально пять минут пешком и вот мы уже умываемся из ладошек холодной водой Катуни. Вроде бы всё это рядом с трассой, но непосредственно около реки чувствуешь неповторимое единение с природой!

Несколько смотровых площадок увеличили наши запасы памятных фотографий на фоне природы Алтая.

Преодолев Семинский перевал мы остановились на ночевку в отдельных домиках на турбазе «Динамо». Тишина и запах трав добавили аппетита перед ужином. А ночная гроза, которая взрывала грохотом и сполохами зарниц черное небо, продолжалась всего пару часов. В этих местах нередко можно застать летнюю грозу не только с дождём, но и с градом!

Главная загадка Алтая

Утром было приятно вздохнуть свежий воздух после ночного дождя. Теплое утреннее солнце быстро подсушило сиденья трициклов и к окончанию завтрака уже ничто не напоминало о ночной грозе.

Вот позади завтрак, сборы и мы снова наматываем километры Чуйского тракта на шины наших трициклов. А впереди нас ждал сюрприз – аквапарк «Бирюзовая Катунь», который расположился вокруг искусственного пресноводного озера! Великолепная возможность полежать на песчаном пляже, искупаться, покататься на аква горках и просто поплавать в чистейшей воде! Рядом расположены удобная автостоянка и кафе. Мы с радостью провели несколько часов в безмятежном отдыхе на воде.

Это еще больше добавило впечатлений от поездки и скрасило нашу грусть от скорого завершения маршрута. Ведь следующий наш остановочный пункт – это финишная точка поездки аэропорт «Горно-Алтайск».Полные сил после плавания и водного веселья мы быстро добрались на трициклах до автостоянки аэропорта. Там мы помогли погрузить трициклы на прицеп и дружно отправились к стойкам регистрации, чтобы вернуться в Москву полными ярких эмоций и воспоминаний!

Популярное в блоге