Моя любовь: Рускеала

День первый.

Любите ли вы Карелию? Нет, спрашиваю, любите ли вы ее так, как ее ЛЮБЛЮ я: искренне, вдохновенно и трепетно? В молодости я прошел множество карельских рек на байдарке и катамаране, но юные годы позади. Вроде уже солидный мужчина, но мне все еще сладок ветер странствий и кровь ждет впрыска адреналина.  Поэтому мой выбор –  спайдер. Трехколесная мощь, трехколесный азарт. И да, безопасность автомобиля – ведь я уже взрослый малый.

Впервые еду к местам своей «боевой славы»: спайдер незаметно наматывает километры асфальта от Санкт-Петербурга в направлении Сортавалы. Моя цель – горный парк Рускеала, жемчужина Южной Карелии. Вероятно, вы бывали в горной Норвегии, или любовались сосновыми борами Финляндии? Если да, то Рускеала вас не разочарует, а если нет, то, побывав здесь, вы сможете получить полное представление о красотах Скандинавии. По богатству природы, краскам, голубизне озер Рускеала с окрестностями ничуть не уступает самым раскрученным скандинавским маршрутам. Неспроста в этих местах снимали фильм «А зори здесь тихие» (тот, первый). Помните сцены, где наши девушки отвлекали немецкий десант, купаясь в озере у водопада? Этот водопад всего в 3-х километрах от Рускеалы.

От Санкт-Петербурга по трассе А-121 (Приозерское шоссе) до г. Приозерска 145 км. Асфальтовая лента петляет, подъемы сменяются спусками: то, что нужно для меня и спайдера! Наверное, зимой, дорога сложна, но летом получаешь огромное удовольствие от этих виражей, проходя их на высокой скорости. Спайдер цепко держит трассу и выписывает все повороты, словно по рельсам. Приоткрываю визор шлема и жадно ловлю врывающийся ветер, напоенный сосновым ароматом, свежестью озер, запахом багульника – том незабываемым букетом Карелии, который мне снится по ночам. Вперед, вперед, быстрее!

От Приозерска двигаюсь в направлении Сортавалы еще 123 км. Время летит быстро: не прошло и трех часов, как я выехал из города и вот уже показались дома Сортавалы – небольшого городка на берегу Ладоги с явными признаками былого шведского присутствия.

 

 

Здесь тоже есть, что посмотреть и при желании можно на пару дней остановиться в одной из многочисленных гостиниц или частных мини-отелей. Правда, цены на уровне петербургских, не демократичны. Город живет неспешно, здесь атмосфера спокойствия и умиротворенности. Хотя в переводе с карельского «сортавала» — «власть черта», так-то вот… Но ничего чертовского вы здесь не найдете, наоборот, все довольно симпатично и атмосферно. Но я еду дальше, остались считанные километры. На 10 км шоссе на Петрозаводск поворачиваю налево на п. Вяртсиля и через 20 км проезжаю поселок Рускеала, за ним возле приветственного баннера подъезд к горному парку и стоянке.

 

Кстати, парковка бесплатная, чего не скажешь о входе в сам парк. Не очень приветливый охранник от стоянки направит вас в сторону вокзала, где (и почему-то только там) можно купить билет за 400 руб. Не очень дешево, но не жалейте: оно того стоит! Если вам повезет, то здесь же на вокзале вы увидите настоящий паровоз! Да-да, в России их действующих «на пару» осталось совсем немного. А этот прекрасный локомотив возит ретро-поезд между Сортавалой и Рускеалой. Мне очень повезло, этот поезд стоял у деревянного перрона. Упросил проводников посмотреть интерьеры вагонов. Говорят, они скопированы с царского поезда Николая II. Кто знает, может и так.

 

А еще мне повезло услышать гудок этого чуда: хрипловато-чувственный, не цифровой, а по-настоящему аналоговый. Так, наверное, ревет самец изюбря на гоне. Потрясающий звук, да и сам паровоз произвел впечатление живого существа: дышит, пыхтит, вздыхает. Ничего общего с бездушными машинами электрической эры. Жаль было покидать черно-красное чудище, но впереди ждали каменные красоты Рускеалы.

День. Второй. Мраморный карьер.

Спайдер на стоянке, утро, неспешно иду по гравийной дорожке среди елей и берез и между деревьев открылось ярко-голубое озеро, точнее не озеро, а затопленный карьер Мраморный.

 

Рускеала – это место бывших мраморных каменоломен, известных с середины 18 века, еще при Екатерине Великой. Мрамор отсюда поставляли для строительства Санкт-Петербурга, им украшены Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, из него изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и Михайловского замка. Мрамор использовался и в XX веке для отделки станций Ленинградского метрополитена «Приморская» и «Ладожская». Рускеальские каменоломни за три века не раз переходили из рук в руки: ими владели русские, шведы, финны. Причуды истории…

Очень красив Итальянский карьер: гладкие, словно отполированные срезы белого и серого с темными прожилками мрамора похожи на стены дворца. Итальянским карьер назван, потому что здесь использовали не буровзрывной способ добычи камня, а пилили мраморные блоки специальными канатными станками итальянского производства.

 

Рускеальский мрамор также широко использовался для производства извести: его обжигали в специальных печах известкового завода, несколько печей и развалины завода сохранилось недалеко от вокзала. Помимо открытой карьерной разработки использовалась и подземная добыча мрамора. Весь горный массив под парком пронизан километрами штолен. Сейчас они доступны для туристов, здесь создан парк «Подземная Рускеала», который тоже стоит посетить.

 

Под мраморными сводами, подсвеченными разноцветными огнями, играет композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля». Очень атмосферно, так и кажется, что из-за поворота выглянет горный тролль.

Помимо природных и техногенных красот в парке Рускеала можно остановиться на ночь, а также вкусно пообедать. Вокруг парка множество частных отелей и гостевых домов. Только учтите: летом проживание надо заказывать задолго до поездки, место очень и очень популярное. С едой тоже в разгар сезона не все просто: все кафе забиты туристами, в очереди можно провести до часа. Хотя попасть в кафе «Русколка» я бы очень порекомендовал: здесь очень вкусно и недорого кормят. А форель горячего копчения и калитки с брусникой…. это нечто! Ради них я готов и два часа простоять.

 

Но все же дам совет: в Рускеалу надо приезжать, как можно раньше, к открытию. И лучше в будние дни. Тогда есть шансы без особых очередей посетить все объекты, прыгнуть с «тарзанки», прокатиться на троллее над водной гладью карьера, проехаться на конной упряжке. И уже потом, отобедав, придаться неспешной прогулке и созерцанию карельских пейзажей. Или, оседлав свой спайдер, сгонять на Рускеальские водопады, они тут неподалеку. Самый большой водопад – Ахвенкоски, достигает высоты 4 м. Именно здесь, в озерце рядом с водопадом купалась Женька (О. Остроумова) в начале фильма.

 

Зимой Рускеала тоже прекрасна, но совершенно по-другому. Но зимой я на спайдере сюда не поеду, а вот воспользуюсь «Рускеальским экспрессом» с удовольствием! Пока гулял по парку начало вечереть. Пора в обратный путь. Пока не решил, возвращаться в Питер или двинуться в Выборг, тоже интересный город с богатой историей. Мой верный спайдер понесет меня, куда захочу, в этом и есть свобода!

Популярное в блоге